Как работает система «старт-стоп» и какой аккумулятор купить?
В течение одного дня городской езды двигатель автомобиля может выключиться и запуститься десятки раз, что требует усиленного стартера. Иногда вместо стартера используется реверсивный генератор, который может питать бортовую сеть и быстро заводить двигатель. Но основная нагрузка ложится на аккумулятор.
Срок службы аккумулятора
Срок службы аккумулятора зависит не только от возраста, но и от количества циклов разряда и заряда. Система Start&Stop требует быстрой зарядки аккумулятора, чтобы он был готов к следующему перекрёстку. Весь процесс разряда и заряда повторяется многократно в течение дня, что создает значительную нагрузку на батарею.
Дополнительные нагрузки на аккумулятор
Когда двигатель глушится системой Start&Stop, бортовая электроника, климат-контроль и аудиосистема продолжают работать. Это создает дополнительные глубокие циклы разряда, которые особенно вредны для свинцово-кислотных аккумуляторов.
Обычные аккумуляторы, будь то кальциевые, сурьмянистые или гибридные, быстро выходят из строя при таком режиме работы. Поэтому для автомобилей с системой Start&Stop требуются аккумуляторы, устойчивые к глубоким разрядам и способные быстро заряжаться. Такие аккумуляторы существуют и делятся на два основных типа: AGM и EFB.
Аккумуляторы AGM
AGM (Absorbent Glass Mat) аккумуляторы не содержат жидкого электролита. Электролит впитан в специальные стекловолоконные маты между пластинами. Это позволяет AGM аккумуляторам работать в любом положении и улучшает их характеристики. Они обладают высоким пусковым током, не боятся глубоких разрядов и быстро заряжаются. Срок службы AGM аккумуляторов значительно выше, чем у традиционных свинцово-кислотных батарей.
Аккумуляторы EFB
Аккумуляторы EFB (Enhanced Flooded Battery) разработаны как более доступная альтернатива AGM для системы Start&Stop. Они содержат жидкий электролит, но его объем меньше, чем в обычных батареях. Пластины в EFB аккумуляторах усилены и защищены от сульфатации и осыпания активной массы. EFB аккумуляторы устойчивы к частым циклам разряда и заряда, что делает их подходящими для автомобилей с системой Start&Stop.
Сравнение AGM и EFB аккумуляторов
AGM аккумуляторы предназначены для экстремальных условий и обеспечивают стабильное напряжение и быструю зарядку. Они идеально подходят для автомобилей, требующих высокой производительности. Однако, они дороже.
EFB аккумуляторы являются компромиссным решением между AGM и обычными свинцово-кислотными батареями. Они более доступны по цене и обеспечивают достаточную стойкость к глубоким разрядам и быструю зарядку, что делает их подходящим выбором для большинства автомобилей с системой Start&Stop.
Как выбрать аккумулятор для гибридного автомобиля
Для гибридных автомобилей, наряду с тяговыми батареями, необходимы стартерные аккумуляторы. В гибридных автомобилях также используется система Start&Stop, поэтому выбор аккумулятора не отличается от обычных автомобилей с этой системой. Подходящими являются AGM и EFB аккумуляторы.
«Прикуривание» аккумуляторов AGM и EFB
AGM и EFB аккумуляторы устойчивы к глубоким разрядам, но полный разряд возможен. Если аккумулятор полностью разрядился, лучше снять его и зарядить от внешнего зарядного устройства. В крайнем случае можно использовать «прикуривание», но только при условии правильного выполнения процедуры и использования качественных проводов.
Таким образом, для автомобилей с системой Start&Stop и гибридов AGM и EFB аккумуляторы являются лучшими решениями благодаря их высокой устойчивости к глубоким разрядам и быстрой зарядке.